( http://uspenie.paskha.ru/Bogosluzhenie/?job=print )
Главная
Богослужение

"Храм и Богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается все домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия в Своих делах и обетованиях, правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная Божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам".

Св.Иоанн Кронштадтский

Православное Богослужение - величайшее сокровище, которое мы должны бережно хранить. Будь то Литургия, вечерня, утреня, часы, полунощница или повечерие - с первого же возгласа каждой службы мы погружаемся в стихию молитвы, не прерываемой ничем. Одни за другими, без перерыва, следуют псалмы, ектении, стихиры, тропари, молитвы и возгласы священника: вся служба проходит на одном дыхании как единая непрерывно развертывающаяся мистерия, все совершается в одном ритме, ничто не отвлекает от молитвы.

Византийские Богослужебные тексты, насыщенные глубочайшим Богословским и мистическим содержанием, чередуются с молитвенными воздыханиями псалмов, каждое слово которых отзывается в сердце молящегося. Даже те элементы "хореографии", которые характерны для православного Богослужения, - торжественные входы и выходы, поклоны, каждение, - призваны не отвлечь внимание верующих, а, наоборот, настроить их на молитвенный лад, вовлечь их в ту службу, в которой, по учению Церкви, участвует на только Церковь Земная, но и Церковь Небесная, не только люди, но и Ангелы.

Богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым Богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием.

 Будучи не просто творениями выдающихся Богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, Богослужебные тексты по своему Богословскому авторитету стоят, как думаю, даже выше творений Отцов Церкви. Ибо не все в творениях Отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание.

Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве "правила веры", ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное Богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов.

Богослужебные тексты Православной Церкви имеют исключительное значение для православного христианина. Благодаря им участие в православном Богослужении становится не только школой молитвы, но и школой Богословия, Богомыслия, Боговедения.

Источник: Еп. Иларион Алфеев. Доклад, читанный в Киевской Духовной Академии 20 сентября 2002 года

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика