( http://uspenie.paskha.ru/Obychai/svyat/ )
Главная
Обычаи
Святые места

"Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такой любовью, какой любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Ее у людей не было ни у кого".

Святой праведный Иоанн Кронштадский.

Место погребения Богоматери

Гефсимания - место погребения Божией Матери

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжест­венностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодо­носят и сейчас.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. Отец Девы Марии святой Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Мать Богородицы святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

С самого погребения Богородицы христиане благоговейно чтили Её гроб и устроили на том месте храм. В храме хра­нились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утвер­ждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и по­слал его супруге, святой Пульхерии (+ 453), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Её гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме в Константинополе.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подзем­ным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верх­няя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых ос­тались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В XI- XII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначаль­ный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробни­цей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а ле­вый- Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину приблизительно 34 метра, в ширину около 6 метров. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приноше­ний. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврей­ских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальни­цей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

12 августа (по старому стилю) в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окон­чании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает её на руки и торжественно несёт вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Рус­ской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, на­зываемом «литанией».

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с ар­хиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриар­хии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пре­святой Богородицы. По дороге икону встречают Богомольцы, лобы­зают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продол­жительностью около двух часов, завершается службой в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится пла­щаница Пресвятой Богородицы.

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает...» - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!»

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, про­ходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа по старому стилю) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем – архимандритом Гефсимании.

Из Настольной книги священнослужителя. Москва, 1979 г. Т.3, стр. 717-718

О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Свя­той Земле - «Журнал Московской Патриархии», 1979, № 3.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика