( http://uspenie.paskha.ru/word/Testament/ )
Главная
Богословие
От Ветхого Завета к Новому

В каждой службе Богородице отобразилось все понимание и переживание Ее личности; отобразилось все Божественное промышление, которое расцвело из Нее цветом нашего спасения. И переживания Нового Завета, Ее воспоминающего, и Ветхого, Ее прозревающего и ожидающего , все это вплелось в наше Богослужебное понимание Личности Богоматери. Необходимость связи этих ветхозаветных пророчеств со всем составом службы составляет важную ее часть. Не понимать их - значит не понимать всего ветхозаветного подготовительного воспитательного (педагогического) пути к христианству.

Ветхий Завет - «детоводитель к Христу» (Гал. 3, 24). Отрицать Ветхий Завет - значит не понимать Нового. Новозаветная литургия имела своим прообразом ветхозаветные подготовительные службы. В вечернем полумраке и предрассвете утрени заложено семя будущего христианского древа.

В Ветхом Завете через пророков напоминается нам о предощущениях явления Божией Матери. Так, вспоминается нами Иаков, уснувший по дороге в Харан и увидевший лестницу, которая «стоит на земле, а верх ее касается неба» (Быт. 28, 10-16). Ангелы Господни, и восходившие и нисходившие по ней, и глас Господень к Иакову, убоявшемуся этого видения, сама лестница, как бы в далеком будущем проображавшая соединение двух миров, «земного и небесного», человечества и Божества- все это слабое предуказание немощному уму ветхозаветного Израиля о грядущем избавлении и спасении, об образе Пречистой Богородительницы, о Которой еще в раю предсказано изгоняемому Адаму.

Премудрый Соломон в Притчах своих, предвидя грядущее избавление от ига закона, предсказал о Пречистой Владычице в словах этих: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу»(Притч. 9). Здесь пророческое указание и на Саму Матерь Божию, Которую песнь церковная называет «храмом Божьей Премудрости», «жилищем Слова», и на будущее таинственное избавление и спасение всего мира в Божественном Таинстве Евхаристии.

То, что Моисей на горе Хориве увидел в таинственном явлении ему Неопалимой Купины (Исх. 3) - прообраз Приснодевства Богородицы (чтение на Благовещение). Пророк Иезекииль в своем пророчестве, которое мы теперь тоже знаем, как чтение на Богородичный праздник, узрел врата Святилища, «смотрящие на восток и затворенные» и сказал ему Господь; «эти врата затворены будут и не отверзутся и никто пройдет ими, но Господь Бог Израилев войдет ими и будут затворены». В этом прообразном видении весь догмат Приснодевства Богородительницы. «Девственная похвала», «девство и рождество сочетавшая» то, что православный иконописец изобразил в трех звездах: на лбу и на груди Богородицы: «до рождества Дева, в рождестве Дева, и по рождестве Дева». «Дева родила и Дева осталась», ибо «где хочет Бог, там побеждается природы закон».

И то спасение, исшедшее от Девы, которое не могло уразуметь огрубевшее сердце ветхозаветного человечества, провидели Духом Святым пророки и запечатлели в своих символах. А в их словах - зачатки будущего православного учения о Матери Божией.
Сквозь кадильный дым несется и тает вместе с ним в воздухе это великопостное песнопение: «О Тебе радуется, Благодатная, всякое творение: Ангельский собор и человеческий род». В этих немногих словах сказано почти все наше Богословствование о Божией Матери. Стоит лишь вслушаться в переливы слов, и раскроется таинственный смысл учения Церкви о Богоматери. В этих словах заключен весь Ее образ и вся Ее сущность.

Она названа «Благодатной» и о Ней радуется всякое творение. Тайной непостижимой и великой представляется учение о Ней для слабого человеческого разума. Благодатная - значит обрадованная, то есть сделавшаяся причастной радости, причастной благодати больше, чем все творения Божии.
О Ней радуется человеческий род, как на земле живущие и грешные, страждущие в безрадостном мире, так и прославленные в сиянии святости, в светлых одеждах праведности. Все они радуются о Ней, Обрадованной, и взывают Ей о радости.

В Божественном Совете Триединого величия сотворен мир, Премудростью Его сотворено все. Ради большего прославления любви Его, хотящей всем спастись и в разум истины прийти, ради полнейшего осуществления свободы человеческой мир не погиб. Человек пал, но не оставлен Богом. На протяжении всей ветхозаветной истории человечества Бог часто снисходил к людям, говорил пророческими устами, являлся им в различных образах для того, чтобы не дать окончательно угаснуть вере и надежде на Свое милосердие. И вот по истечении времени, указанного в Божественном Совете, случилось величайшее событие: воплощение Слова Божия в утробе Девичьей, осуществление всех пророчеств от века бывших: Моисея, Гедеона, Давида, Соломона, Исаии, Иезекииля, Даниила и всех других и тем самым исполнение «великой тайны благочестия» (1Тим. 3, 16.), центральный момент в христианстве: «Слово Плотью стало», соединение Творца и твари, начальный момент Нового Завета, «главное событие нашего спасения».

Это первый значительный момент жизни Божией Матери, ставшей уже не только Девой и Приснодевой, но и Матерью Создавшего все. Это тайна, неведомая нам по немощи нашего рассудка. Какой бунт для разума! Как трудно гордому уму «человека мыслящего» сказать это слово: Богородица. Но Церковь немолчно поет и славит Богородицу, Матерь и Деву, Соединившую творение с Творцом!

По статье архим.Киприана (Керн)

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика