Паремиями называются фрагменты из Священного Писания, преимущественно из Ветхого Завета, которые читаются за вечерним Богослужением накануне больших праздников. В паремиях излагаются пророчества, прообразы или обетования, исполнившиеся в празднуемом событии.
На все Богородичные праздники, в том числе на Успение, читаются следующие три фрагмента из Ветхого Завета:
1. Из Книги Бытия (28:10-17):
По-церковнославянски:
Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная.
По-русски:
Отправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: «Я - Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твое, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе». И пробудился Иаков от сна своего и сказал: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» И убоялся и сказал: «Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это - врата небесные!»
«Лестница Иакова» - увиденные ветхозаветным патриархом во сне ступени восхождения к Богу - в церковной гимнографии используется как поэтический образ Божией Матери. Поистине, Мария стала «лестницей», ведущей нас от земли на Небо, ибо Она родила Спасителя миру, разрушившего ад и уничтожившего власть дьявола над человеком.
2. Из Книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4):
По-церковнославянски:
Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень.
По-русски:
[Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель - он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет». И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень.
В пророчестве Иезекииля таинственно предуказывается спасение рода человеческого от рабства сатане и от смерти через пришествие в мир Сына Божия, Который должен воплотиться от Девы Марии. Приснодева именуется здесь «вратами затворенными», через которые прошел только один Господь Бог - Иисус Христос.
3. Из Книги Притчей Соломоновых (9:1-11):
По-церковнославянски:
Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.
По-русски:
Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: «Кто неразумен, пусть повернет ко мне!» И скудоумным она сказала: «Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании». Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого - опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости - страх Господень, и совет святых - разум; познать же Закон - свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни.
В этой паремии раскрывается тема Премудрости. Под Премудростью многие отцы Церкви понимают Господа Иисуса Христа. Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, предзнаменует Евхаристию - причащение Тела и Крови Христовых. Под домом Премудрости здесь понимается Матерь Божия, вместившая во чрево воплотившееся Слово-Спасителя.
Таким образом, чтение паремий в Богородичные праздники излагает три важнейших пророчества о воплощении Христа и о Его земной Матери-Деве.
Источник:
1. Библия. Российское Библейское общество. Москва. 1995.
Вопросы священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Что подарить на Пасху? | Историческая страница | Литературная страница | Поздравительные открытки | Детская страничка | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Глобус праздника | Источники | Викторина | Наши он-лайн проекты
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования