( http://uspenie.paskha.ru/Bogoslovie/propovedi/Surova/ )

Успение Пресвятой Богородицы

Давайте зададим себе один из самых трудных вопросов. Что такое смерть? Из книги Бытия мы знаем, что Божественное дыхание — источник жизни человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Первоначально человек был сотворен нетленным и не знал смерти. Смысл Адамова греха заключается в том, что человек, сотворенный по образу Божию и вдохновленный Его Духом, отвернулся сам от Источника Жизни и подпал под влияние «имущего державу смерти», то есть диавола, и разрушил тем самым свою первозданную природу. Но жизнь человека тесно связана с жизнью Творца. Когда отнимается у человека Божественное дыхание, наступает смерть: «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103, 29). Отступив от Бога, человек избрал зло вместо праведности. Грех вошел в мир, и с грехом — смерть. Согрешив, человек принес смерть и своим детям, наследовавшим его падшую природу.

Но Бог не сотворил смерти и не радуется гибели живущих; ибо Он создал все для бытия. Уважая нашу свободу, Господь не спасает нас против нашей воли. Христос пришел на землю, чтобы Своей смертью освободить всех, плененных смертью. В Евангелии от Иоанна читаем: «Истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). И далее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Пришествие в мир самой Жизни в лице Иисуса Христа — начало нашего спасения. Бог вновь предлагает нам жизнь подле Него. Но если мы этого не хотим, у нас всегда остается возможность еще раз удалиться от жизни и выбрать смерть — ту, которую апостол Иоанн Богослов в Откровении называет «второй смертью» (Откр. 20, 6), а апостол Матфей — «вечной мукою» (Мф. 25, 46). Мы ежеминутно сами делаем выбор, который может нас уже сейчас привести «от смерти в жизнь» и сделать «детьми Божиими» или же — «детьми диавола».

«Смерть не есть зло, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но худая смерть зло есть». Кто живет во Христе в этом мире — продолжает жить во Христе и когда разлучается с телом своим. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный», — свидетельствует апостол Павел (2 Кор. 5, 1). И в другом послании он продолжает эту мысль: «...для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1,21). Итак, в смерти — мера всего высокого, мера достоинства человека. Приготовление к ней должно стать центром духовной жизни каждого христианина. Принятием смерти измеряется вера христиан в Воскресение и во всеблагость Божию. Мы призваны преобразить свою смерть в утверждении жизни — умереть вместе со Христом для грехов мира, пройти с Ним через опыт телесной смерти, чтобы быть воскрешенными в Царствии Божием.

Образец воистину совершенного конца земного существования дает нам Успение Божией Матери. Это ярчайший пример духовного завершения человеческой жизни. Она перешла в Жизнь Вечную, минуя Суд Божий, как говорится в Евангелии: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила, по завещанию Господа, в доме апостола Иоанна Богослова, который с великой любовью заботился о Ней. Сколько лет было земной жизни Богородицы? Существует несколько мнений, но наиболее вероятно, что дожила Она «до последней старости».

Обычно люди не знают дня своей смерти, но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне своего преставления в загробный мир получила и Пресвятая Богородица. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она плакала и часто молилась о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе. И однажды, когда Она так молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел Гавриил и возвестил волю Божию о Ее успении, которое совершится через три дня, и вручил райскую светоносную ветвь от финикового дерева, которую должны будут нести перед Ее гробом. Господу было угодно, чтобы Пречистая Матерь Его вкусила смерть подобно всем людям, чтобы не сомневались люди проходить на небо теми же вратами смерти, которыми проходила и Царица Небесная. «Нужно, — замечает святой Иоанн Дамаскин, — чтобы тело через смерть, как бы через огнь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом безсмертия».

Возвратясь с горы Елеонской, Богородица начала приготовляться к Своему исходу. Она рассказала апостолу Иоанну о бывшем благовестии, и в дом к ним стали стекаться христиане со всех окрестностей. В то время, когда Матерь Божия изъявляла Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившие дом. На этих облаках были принесены Ангелами по велению Божию апостолы, восхищенные из разных стран, где они проповедовали Евангелие, чтобы они могли проститься с Богоматерью и воздать Ей честь при погребении.

И вот настал 15-й день августа (по старому стилю), благословенный третий час дня. Лик Пречистой блистал светом и радостию. Вдруг необыкновенный свет осиял комнаты, кровля дома как бы исчезла в лучах Небесного света, Сам Царь Славы Христос явился, окруженный ангельскими силами и праведными душами пророков, и принял пресвятую душу Богородицы. Как Она носила на руках Своих Сына Божия во время Его младенчества, так в воздаяние за это Сын Божий несет Ее Душу на руках Своих в начале Ее Небесной, Вечной Жизни. Апостолы сподобились зреть славнейшее восшествие на небо пречистой души Божией Матери, а бездыханное тело Богородицы, осиянное Божественным светом, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Здесь, в Сионской горнице апостола Иакова, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова — Саму Пресвятую Богородицу. Затем апостолы подняли погребальный одр и с торжественным пением понесли к гробнице. Их пению явно для слуха каждого вторил невидимый ангельский хор.

Торжественная обстановка погребения вызвала вспышку злобы у не верующих во Христа жителей Иерусалима. Предание повествует, что некто Афоний, иудейский священник, один из ярых врагов христиан, подбежал к погребальным носилкам Богоматери, схватил их за край и намеревался опрокинуть. Но невидимый Ангел Божий отсек ему обе руки, а сам он, ослепши, пал на землю. Пораженный чудесной карой и придя в сознание греха своего, Афоний стал каяться пред всеми. Апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные руки к кистям, которые остались на одре Богородицы. Афоний совершил все это — и тотчас получил исцеление.

Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли тело Богородицы и ко входу в пещеру привалили огромный камень. Но недолго покоилось тело Божией Матери в пещере. Вот как это обнаружилось. Через три дня после погребения прибыл в Иерусалим апостол Фома, проповедовавший Евангелие в Индии, и очень огорчился, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Сострадая ему и желая утешить, апостолы направились к пещере, где покоилось тело Пречистой, чтобы Фома имел возможность проститься с Ней. Но когда открыли пещеру, то изумились: тела Пресвятой Богородицы не было на гробном ложе, лежали одни Ее погребальные пелены и пояс.

Чудо воскрешения Господом Своей Пречистой Матери стало очевидным для всех. Пораженные неожиданностью, апостолы возвратились в сионский дом Иоанна Богослова и пребывали некоторое время в молитве, чтобы Бог открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании обычной трапезы, они услышали ангельское пение и, посмотрев наверх, увидели Божию Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы. Из уст Ее послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни! И всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». И апостолы воодушевленно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Вот что сохранило церковное Предание о дне Успения Пресвятой Богородицы, и все это отразилось и в иконе праздника, и в праздничных песнопениях. С VI века Успение Пресвятой Богородицы празднуется Православной Церковью 15 августа (28 августа по новому стилю). Им завершается Богослужебный церковный год. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Христианам предлагается воздерживаться от скоромной пищи и рыбы. Только в праздник Преображения разрешаются рыбные блюда.

Для нас же праздник Успения Богородицы важен прежде всего как школа духовного опыта. Ибо то, что уже осуществилось в Богородице, Божиим замыслом предусмотрено для каждого из нас. Христианин есть победитель страха смерти. Его мысли да будут святы, его настроение да будет всегда светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб станет лестницей к небу, началом вечной радости и славы в зримом единении с Богом.

Сурова Л. В. «Успение Пресвятой Богородицы». Церковный год. Беседы о Православии. – М.: «Паломник», 2000.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика