( http://uspenie.paskha.ru/Obychai/Svidetelstva/ )
Главная
Обычаи
Свидетельства Церкви об Успении
Икона Успения

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Право­славной Церкви со времен апостольских. Упоминания об Успении содержится в текстах, приписываемых Дионисию Ареопагиту (I век).

 Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо нахо­дится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иеруса­лимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоя­тельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

После Вознесения  Господа Матерь Божия оставалась на по­печении   апостола   Иоанна   Богослова, а в его   отсутствие   жила в доме его родителей.  Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.  Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, безсеменного  зачатия  и  нетленного  от  Нее  рождения  Христа,   Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она утверждала Христианскую Церковь Своим присутстви­ем,  словом   и   молитвами.   Благоговение  апостолов   к  Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменатель­ный  день  Пятидесятницы   они   пребывали   в   Иерусалиме   около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апо­столом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в кото­ром проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Бо­гослову.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Ма­рия опять прибыла в Иерусалим. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Бо­городица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спаси­теля препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у пер­восвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая  Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гав­риил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил Ей паль­мовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибы­тие апостолов и Святых Сил Безплотных. Апостолы, число ко­торых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоуме­нии взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно мес­то? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Гос­поду.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы привет­ствовали Ее, а затем поведали об их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Диониси­ем Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, что­бы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и  устроили погребение Матери Господней.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожида­нии Своего исхода и пришествия Своего  Сына и Господа. Внезапно воссиял Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Верх помещения исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ан­гелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в оби­тели Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

 

   Из Настольной книги священнослужителя. Москва 1979, т.3, стр. 712-715

 

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика