Праздник Успения Божией Матери, в пределах предпразднства и попразднства, продолжается 10 дней, с 14/27 августа по 23 августа/5 сентября. На всенощном бдении паримии и Евангелие, а на литургии Апостол и Евангелие произносятся те же, какие читаются в праздник Рождества Богородицы.
На утрени
На Бог Господь:
Тропарь праздника, трижды.
По 1-м стихословии седален, глас 1.
Подобен:
Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно, погребсти славно тело Твое Пречистое, Богородице Всепетая: с нимиже воспеша и ангел множества, преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем. |
Почтеннейший сонм мудрых Апостолов, / чудесно собран был для погребения с почетом / тела Твоего пречистого, Богородица всехвальная; / с ними воспели и Ангелов множества, / благоговейно восхваляя преставление Твое, / которое мы с верою празднуем. |
Слава и ныне: тойже. И чтение.
По 2-й стихологии
седален, глас 3.
Подобен: Красоте
девства:
В Рождестве Твоем безсеменное зачатие: во Успении Твоем мертвость нетленная, чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице: како бо неискусомужная, младопитательница чиста сущи? Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи? Темже со ангелом вопием Ти: радуйся, Благодатная. |
При рождении от Тебя Христа / зачатие было без семени, / при успении Твоем / – омертвение без тления; / чудо с чудом соединилось / в двойное чудо, Богородица. / Ибо как, мужа не познав, / питаешь Ты Младенца, оставаясь чистою? / И как Ты, Матерь Божия, / иго смерти носишь, благоухая мvром? / Потому мы с Ангелом взываем Тебе: / "Радуйся, Благодатная!" |
Слава и ныне: тойже.
Величание
Величаем Тя, / пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / успение Твое.
Псалом избранный
Воскликните Господеви вся земля. / Пойте же имени Его. / Воскликните пред Царем Господем. / Исповедайтеся Ему, хвалите Имя Его. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе. / Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. / Бог основа и в век. / Освятил есть селение Свое Вышний. / Святыня и великолепие во святиле Его. / Воспою и пою во славе моей. / Чашу спасения прииму, и Имя Господне призову. / В мире вкупе усну и почию. / Обратися, душе моя, в покой Твой, яко Господь благодействова тя. / Господь праведен, ссече выи грешников. / Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. / Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. |
Воскликните Господу, вся земля. / Воспойте же имени Его. / Возгласите пред Царем – Господом. / Прославляйте Его, хвалите имя Его. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе. / Славное сказано о тебе, город Божий. / Бог основал его навек. / Освятил обитель Свою Всевышний. / Святость и великолепие во святилище Его. / Буду петь и воспевать во славе моей. / Чашу спасения приму и имя Господне призову. / С миром лягу и сразу усну. / Возвратись, душа моя, к покою Твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя. / Господь праведный рассёк шеи грешников. / Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. / Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. |
Слава, и ныне: Аллилуия (3).
По полиелеи седален, глас тойже. Подобен: Удивися Иосиф:
Возопий, Давиде, что сей праздник, егоже воспел еси древле в книзе псаломстей? Яко Дщерь Богоотроковицу и Деву, преложи Ю на оны обители Христос, Иже из Нея без семене рождся, и сего ради радуются матери и дщери, и невесты Христовы, вопиюще: радуйся, преставившаяся к Вышнему Царствию. |
Возгласи, Давид, что ныне за праздник? / – Он в честь Той, Которую воспел я, говорит он, в Книге Псалмов, / как Дочь – Отроковицу Божию и Деву: / Её перенес к тамошним обителям / Христос, без семени от Нее рожденный. / И потому радуются матери и дочери, / и невесты Христовы, взывая: / "Радуйся, Переселившаяся к вышнему Царству!" |
Слава, и ныне, тойже.
Следующая страница
Прокимен, глас 4:
Помяну имя Твое во всяком роде и роде.
Стих:
Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Евангелие от Луки, зачало 4:
Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой. |
В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа". И сказала Мариам: "Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его". Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. |
По 50-м псалме, стихира, глас 6.
Византиево:
Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда ангели обстояще одр, с трепетом зряху Тя: и ови убо взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дево, вижду Тя ясно, простерту просту, живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни Наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму. |
Когда подготовлялось пречистого Твоего тела перенесение, / тогда Апостолы, окружая одр, / с трепетом на Тебя взирали, / и одни вглядываясь в тело, / изумлением были охвачены, / а Петр со слезами взывал Тебе: / "О Дева, явственно вижу Тебя простертой навзничь, / Жизнь всех, и поражаюсь / Той, в Которую вселилась жизни будущей Услада!" / Но, о Пречистая, моли усердно Сына Твоего и Бога / о сохранении града Твоего невредимым. |
Канона два: кир Космы и кир Иоанна.
Ирмосы обоих канонов по дважды: тропари же на 12.
Катавасиа, кийждо лик свой ирмос.
Следующая страница
Канон первый, глас 1.
Егоже краегранесие: Да торжествуют Богомудрии.
Песнь 1
Ирмос: Преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя, вся собра к веселию верныя, начичнающей Мариаме, с лики и тимпаны Твоему поющия Единородному: славно яко прославися. |
Ирмос: Изукрашенная Божественною славою / священная и славная, Дева, память Твоя, / собрала всех верных к веселию, / чтобы под началом Мариам с хороводами и тимпанами / воспевать Твоему Единородному, / ибо славно Он прославился. |
Да провождают невещественные чинове, небошественное в Сион Божественное тело Твое, внезапу же стекшеся апостол множество от конец, Богородице, Тебе предсташа абие: с ними же, Чистая, Твою честную, Дево, память славим. |
Полк невещественных небожителей / окружал на Сионе Божественное тело Твое; / а множество Апостолов, / внезапно от пределов земли собравшись, / вдруг предстало Тебе, Богородица; / с ними и мы, Чистая, / Твою священную память славим. |
Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши: обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом: темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи. |
Почести победы над природою / Ты стяжала, Чистая, носив во чреве Бога; / но все же, подражая Творцу Своему и Сыну, / Ты сверхъестественно подчиняешься законам естества; / потому, и умирая, восстаешь / для вечной жизни с Сыном. |
Другий канон Иоанна Дамаскина, глас 4.
Ирмос: Отверзу уста моя:
Девы отроковицы, с Мариамиею пророчицею песнь исходную ныне воскликните: Дево бо и Едина Богомати ко приятию Небесному преставляется. |
Девы отроковицы, / с Мариам пророчицею / песнь надгробную ныне возгласите, / ибо Дева и единственная Богородица / в Свой небесный удел переходит. |
Достойно, яко одушевленное Тя Небо, прияша Небесная, Пречистая, Божественная селения, и предста, светло украшена, яко Невеста, Всенепорочная, Царю и Богу. |
По достоинству Тебя, Пречистая, / как небо одушевленное, / приняли небесные Божественные обители, / и, светло украшенная, как невеста Всенепорочная, / Ты предстала Царю и Богу. |
Песнь 3
Ирмос: Содетельная и содержительная всех Божия Мудрость и Сило, непреклонну, недвижиму Церковь утверди, Христе: Един бо еси Свят, во святых почиваяй. |
Ирмос: Творческая и объемлющая все / Божия Мудрость и Сила, / твердой и непоколебимой утверди Церковь, Христе, / ибо Ты один свят, / во святых почивающий. |
Жену Тя мертвену, но паче естества и Матерь Божию, видевше, Всенепорочная, славнии апостоли, ужасно прикасахуся руками, славою облистающей, яко Богоприятное Селение видяще. |
Как Жену смертную, / но и сверхъестественно – Матерь Божию, / зная Тебя, Всенепорочная, славные Апостолы / трепетными руками касались Тебя, блистающей славою, / взирая на Тебя, как на принявшую Бога скинию. |
Постиже руце досадительныя дерзаго, усечением суд нанес, Богу сохраншу честь, одушевленному Кивоту, славою Божества, в Немже Слово плоть бысть. |
Настигло наглые руки дерзкого, / отсечению подвергнув их, / правосудие Бога, оградившего / ради славы Божества / честь Одушевленного Ковчега, / в котором Слово сделалось плотию. |
Ин
Ирмос: Твоя песнословцы:
От мертвых чресл произведшися, естеством подобна, Чистая, исхождение разреши, рождши же сущую Жизнь, к Жизни преставися Божественней и Ипостасней. |
Произойдя, Чистая, из смертных чресл, / Ты пришла к кончине, природе сообразной; / но родив действительную Жизнь, / переселилась к Жизни Божественной и ипостасной. |
Лик Богословов от конец, свыше же Ангел множества к Сиону идяху всесильным мановением, достодолжно, Владычице, Твоему погребению служаще. |
Сонм Богословов от пределов земли, / а свыше – Ангелов множество / к Сиону спешили по мановению всесильному, / чтобы достойным образом послужить / при погребении Твоем, Владычица. |
Ипакои, глас 8
Блажим Тя вси роди, Богородице Дево в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще: день бо и нощь молишися о нас и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. |
Блаженною именуем Тебя / мы, все роды, Богородица Дева, / ибо беспредельный Бог наш, Христос, / в Тебе вместиться благоволил. / Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, / ибо Ты день и ночь ходатайствуешь о нас, / и скипетры царства Твоими мольбами укрепляются. / Потому, воспевая, взываем Тебе: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" |
Песнь 4
Ирмос: Речи пророков и гадания, воплощение проявиша от Девы Твое, Христе: сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. |
Ирмос: Изречения и загадки пророков / приоткрыли воплощение Твое от Девы, Христе: / "Сияние молнии Твоей / для просвещения язычников выйдет, / и возгласит Тебе бездна с веселием: / Силе Твоей слава, Человеколюбец!" |
Видите, людие, и чудитеся, гора бо Святая и явственная Богу, в Небесныя обители превыше вземлется, Небе земное в Небесное и нетленное селение вселяем. |
Посмотрите, народы, и удивитесь, / ибо святая и славнейшая Гора Божия / превыше холмов небесных поднимается; / Небо Земное поселяемо бывает / на земле нетленной и небесной. |
Жизни присносущныя и лучшия смерть Твоя бысть прехождение, Чистая, от привременныя к Божественней воистинну и непреходимей, преставляя Тя, Чистая, в веселии Сына зрети Твоего и Господа. |
К жизни вечной и лучшей переходом / стала смерть Твоя, Чистая, / перенося Тебя, Непорочная, от жизни временной / к поистине Божественной и неизменной, / чтобы в радости созерцать Тебе / Сына Твоего и Господа. |
Взяшася двери Небесныя, и Ангели воспеша: и прият Христос Девства Своея Матере сосуд: херувими подъяша Тя с веселием, серафими же славят радующеся. |
Поднялись врата небесные, / и Ангелы воспели, / и принял Христос сокровище / девства Матери Своей; / Херувимы преклонились пред Тобой с веселием, / Серафимы же Тебя славят, радуясь. |
Ин
Ирмос: Неизследный Божий Совет:
Чудо бяше зрети Небо всех Царя одушевленное, испражнения преходяще земная, яко чудна дела Твоя! Слава силе Твоей, Господи. |
Дивно было видеть / одушевленное Небо всех Царя / недра земные проходящим. / Как чудны дела Твои! / Слава силе Твоей, Господи! |
Аще и непостижимый Сея Плод, Имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусобрачно Рождшая? |
Если и непостижимый Плод Её, / Тот, через Кого возникло небо, / добровольно принял погребение, как смертный, / то как избегла бы погребения / безбрачно Родившая? |
В преставлении Твоем, Мати Божия, пространнейшее тело Твое и Богоприятное ангельская воинства священными крилы трепетом и радостию покрываху. |
При Твоем преставлении, Матерь Божия, / Ангельские воинства со страхом и радостью / покрывали священнейшими крылами / пространнейшее и вместившее Бога тело Твое. |
Следующая страница
Песнь 5
Ирмос: Божию и неизреченную доброту добродетелей Твоих, Христе, исповем: от Присносущныя бо Славы, Соприсносущное и Ипостасное возсиявый Сияние, из Девственныя утробы, сущим во тьме и сени, воплощься, возсиял еси Солнце. |
Ирмос: Божественную и неизреченную красоту / совершенств Твоих, Христе, поведаю; / ибо Ты, воссиявший от вечной славы / как столь же вечное и ипостасное сияние, / воплотившись от девственного чрева, взошел как солнце / находящимся во тьме и тени. |
Яко на облаце, Дево, апостольский лик носимь, к Сиону от конец, служити Тебе, Облаку легкому собрашеся: от Неяже Вышний Бог, сущим во тьме и сени, Праведное возсия Солнце. |
Сонм Апостолов, носимый как бы на облаке, / от пределов земли собираем был к Сиону / послужить Тебе, Дева, легкому облаку, / из которого Всевышний Бог взошел, как солнце правды, / находящимся во тьме и тени. |
Труб Богоприятнии языцы Богословных мужей, Богогласнейше Богородице вопияху, исходную возглашающе песнь Духом: радуйся, Нетленный Источник, Божия Живоначальнаго и спасительнаго всем Воплощения. |
Звучнее труб Боговдохновенные языки / Богословствующих мужей к Богородице взывали, / песнь надгробную возглашая Духом: / "Радуйся, нетленный Источник / живоначального и спасительного для всех / Божия воплощения!" |
Ин
Ирмос: Ужасошася всяческая:
Да возгласят трубы Богословов днесь, язык же многовещанный человеческий ныне да восхвалит, да огласит же воздух, безмерным сияя светом, Ангели да поют Пречистыя Девы Успение. |
Трубы богословов да гремят в сей день, / а многоречивый язык людей / ныне да возвещает хвалы; / да оглашается воздух, сияя безмерным светом, / Ангелы да воспевают / Пречистой Девы Успение. |
Сосуд подобаше избранный, пением Ти весь удивляемь, Девице, исходен, весь освящен Богови, всем Богоприятен, и сей истино являемый, Богородице Всепетая. |
Подобало Тебе, сосуду избранному, Дева, / песнопениями в Твою честь при Твоем исходе во всем изумлять, / всей быть освященной для Бога, / для всех – Боговдохновенной, / такой и быть поистине и являться, / Богородица всепрославленная. |
Песнь 6
Ирмос: Морский пучинородный китов внутренний огнь, тридневнаго Твоего прогребения проображение, егоже Иона пророк показася, спасен бо, яко и предпослася, неврежден вопияше: пожру Ти со гласом хваления, Господи. |
Ирмос: Морской огонь внутри рожденного в пучине кита / был тридневного Твоего погребения прообразом, / толкователем которого Иона является, / ибо, сохраненный невредимым, / каким и был до поглощения, он взывал: / "Принесу Тебе жертву с гласом хвалебным, Господи!" |
Дает Тебе, Яже превыше естества, Царь всех Бог: в Рождестве бо Деву якоже сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно, и спрослави Божественным преставлением, честь Тебе яко Сын Матере даруя. |
Являет на Тебе сверхъестественное / Царь всего, Бог, / ибо как Он Тебя при родах Девою сохранил, / так и во гробе тело соблюл нетленным / и вместе – прославил Божественным переселением, / честь Тебе, как Сын Матери, воздавая. |
Воистинну Тя, яко светел свещник невещественнаго Света, кадильницу златую Божественнаго угля, во святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, Ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое. |
Тебя, Дева, как поистине светлый / светильник невещественного Огня, / кадильницу златую Божественного Угля, / сосуд с манной и жезл, / скрижаль, Богом писанную, / ковчег святой, трапезу Хлеба жизни, / поселило во Святом Святых Дитя Твое. |
Ин
Ирмос: Божественное сие:
Из Тебе Жизнь возсия, ключи девства не рушивши: како убо пречистое и живоначальное Твое тело искушения смерти бысть причастно? |
Из Тебя воссияла Жизнь, / ключей девства не нарушив. / Как же пречистое и живоначальное тело Твое / испытанию смертью сделалось причастным? |
Жизни бывши храм, жизнь присносущную улучила еси: смертию бо к животу преминула еси, Яже Жизнь рождши Воипостасную. |
Став храмом Жизни, / вечной жизни Ты достигла, / ибо чрез смерть Ты к жизни перешла, / как родившая Жизнь ипостасную. |
Кондак, глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. |
В молитвах неусыпающую Богородицу / и в ходатайствах надежду непоколебимую / гроб и смертность не удержали. / Ибо Её как, Матерь Жизни, к жизни перенес / Вселившийся в Её чрево вечно девственное. |
Икос:
Огради моя помышления, Христе мой: ибо Стену мира воспети дерзаю, Чистую Матерь Твою: на столпе глагол укрепи мя, и в тяжких мыслех заступи мя: Ты бо взывающих и просящих верою моления исполняеши. Ты мне убо даруй язык приносен и помысл непостыден: всяко бо даяние сияния от Тебе низпосылается, Светоподателю, во утробу вселивыйся Приснодевственную. |
Огради мои помышления, Спаситель мой, / ибо я Стену мiра воспеть дерзаю, / пречистую Матерь Твою; / на башне слов дай силу мне, / и в чертогах мыслей укрепи меня, / ибо возглашаешь Ты, / что с верою просящим их прошения исполняешь; / Ты же даруй мне язык, / речь и разум безупречные, / ибо всякий дар просвещения от Тебя ниспосылается, Податель света, / вселившийся в чрево вечно девственное. |
Песнь 7
Ирмос: Безстудней ярости же и огню, Божественное желание сопротивляяся, огнь убо орошаше, ярости же смеяшеся, Богодохновенною словесною преподобных тривещанною цевницею, противовещая мусикийским органом посреде пламене: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. |
Ирмос: Божественная любовь, / безстыдной ярости и огню сопротивляясь, / орошала огонь, / а над яростью смеялось, / Боговдохновенной разумной трехструнной лирой праведных / отвечая музыкальным орудиям среди пламени: / "Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!" |
Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя Божественным Духом, яростию сокруш: но сего Владыка, Рождшую неврежденну в Небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели: с Нею играюще вопием Христу: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. |
Богом созданные скрижали, / писанные Божественным Духом, / Моисей во гневе сокрушил; / но его Владыка, сохранив невредимой Свою Родительницу, / ныне Её в небесные обители вселил. / Торжествуя с Нею, будем взывать Христу: / "Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!" |
В кимвалех усты чистыми, мусикийски же сердцем светлым, доброгласною трубою, высокою мыслию, Девы и Чистыя в нарочитый избранный день преставления, детельнымим плещуще руками, вопием: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси. |
На кимвалах чистых уст / и музыкальной лирою сердца, / благозвучною трубою возвышенного размышления / в знаменательный избранный день / преставления Девы и Чистой, / рукоплеща усердными руками, будем взывать: / "Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!" |
Богомудрии соберитеся людие: Божия бо славы Селение, от Сиона преставляется к Небесному жилищу, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, и в веселии вопиющих Христу: препрославленный отцев и наш, Боже, благословен еси. |
Богомудрый народ собрался, / ибо обитель славы Божией / от Сиона переселяется в небесное жилище, / где чистый голос празднующих, / голос несказанной радости, / и в веселии взывающих Христу: / "Препрославленный Боже отцов и наш, / благословен Ты!" |
Ирмос: Не послужиша твари:
Юноши и девы, Девыя же и Богоматере память чтуще, старцы и монаси, царие и судии, пойте: отец наших Господи и Боже, благословен еси. |
Юноши и девы, старцы и князья, / и цари с судьями, воспойте, / почитая память Девы и Богоматери: / "Господь и Бог отцов, благословен Ты!" |
Да вострубят трубою духовною горы Небесныя, да радуются холми, и да играют Божественнии апостоли: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующи. |
Да вострубят трубою Духа горы небесные, / да радуются холмы, / и да торжествуют Божественные Апостолы: / к Сыну переселяется Царица, / с Ним вечно владычествующая. |
Всесвященное преставление Божественныя Твоея и Нетленныя Матере, премирныя Вышних сил совокупи чины, веселитися с сущими на земли, Тебе поющими: Боже, благословен еси. |
Всесвященное преставление / божественной Твоей и нетленной Матери / соединило вышних Сил надмирные полки / общей радостью с земными, Тебе поющими: / "Боже, благословен Ты!" |
Следующая страница
Песнь 8
Ирмос: Пламень орошающь преподобныя, злочестивыя же попаляющ, ангел Божий всемощный, показа отроком, Живоначальный же источник содела Богородицу, тлю смерти, и живот точащу поющым: Содетеля Единаго поим избавлении, и превозносим во вся веки. | Ирмос: Ангел Божий всемощный / показал для отроков пламя / орошающим праведных, а нечестивых опаляющим; / Богородицу же Бог соделал живоначальным источником, / изливающим смерти разрушение и жизнь поющим: / "Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!" |
Глаголы последоваху Божественному Ковчегу священному, все множество Богословов в Сионе: камо идеши ныне, Скиние, зовуще, Бога Живаго: не престай призирающи верою поющия: Содетеля Единаго поим избавлении, и превозносим во вся веки. | Все множество Богословов / на Сионе провожало ковчег святыни, / такими словами восклицая: / "Куда идешь Ты ныне, Скиния живого Бога? / Не перестань взирать на воспевающих с верою: / Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!" |
Якоже воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, руце, имиже Бога носила еси плотию, со дерзновением, яко Мати, рекла еси к Рожденному: яже Ми дал еси, во веки сохрани, вопиющия Тебе: Содетеля единаго поим избавлении, и превозносим во вся веки. | Отходя и как бы руки воздев, Всенепорочная, / руки, Бога обнимавшие телесно, / Ты, как Матерь, с дерзновением сказала Рожденному: / "Тех, кого Ты вверил Мне, вовеки сохраняй, Тебе взывающих: / "Единого Создателя будем петь, избавленные, / и превозносить во все века!" |
Ин
Ирмос: Отроки благочестивыя:
Память Твою, Чистая Дево, Начала же, и Власти, и Силы, Ангели, Архангели, Престоли, Господьства, Херувими славят и страшнии Серафими; человеческий же род, поем и превозносим во вся веки. | Память Твою, Дева чистая, / славят Начальства, как и Власти с Силами, / Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, / Херувимы и страшные Серафимы, / и мы, род человеческий, поем / и превозносим во все века! |
Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое, воплощаемь, Сей, всесвященый дух Твой прием, у Себе упокои, яко должник Сын. Темже Тя поем, Дево, и превозносим во вся веки. | Необычайно Вселившийся, Богородица, / в чистое чрево Твое при воплощении, / Сам всесвященный дух Твой приняв, / упокоил у Себя его, как Сын, воздающий долг; / потому мы воспеваем Тебя, Деву, / и превозносим во все века. |
О, выше ума чудес Приснодевы же и Богоматере! / Во гроб бо всельшися, показа рай. / Емуже предстояще днесь, радующеся, поем: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки. | О, превосходящие понимание чудеса / Приснодевы и Богоматери! / Ибо Она, во гроб вселившись, / раем явила его! / Стоя пред ним сегодня, мы радостно поем: / "Воспевайте Господа, творения, / и превозносите во все века!" |
На 9 песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника: Роди вси, блажим Тя, Едину Богородицу. Или: Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо. Таже ирмос: Побеждаются естества уставы: И второй лик тойже припев и ирмос. И на каждый тропарь поют тойже припев по единожды.
Песнь 9
Ирмос: Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо Рождество, и живот предобручает смерть: по Рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. | Ирмос: Побеждены законы естества / на Тебе, Дева чистая: / при родах девство сохраняется / и с жизнью обручается смерть; / после родов – Дева и по смерти – живая, / всегда спасай, / Богородица, наследие Свое! |
Дивляхуся, Ангельския силы, в Сионе сматряюще своего Владыку, Девичу душу руками носящаго: пречисто бо Рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди. | Изумлялись Ангельские силы, / созерцая на Сионе своего Владыку / принимающим на руки Девичью душу; / ибо Он пречисто Родившую, / как подобало Сыну, призывал: / "Приди, Священная, / будь прославлена с Сыном и Богом!" |
Опрята лик апостольский Богоприятное тело Твое, со страхом зряще, и гласом велиим вещающе: в Небесныя домы к Сыну восходящи, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. | Приготовил к погребению сонм Апостолов / Бога принявшее тело Твое, / со страхом на него взирая / и громким голосом взывая: / "Отходя в небесные чертоги к Сыну, / всегда спасай, Богородица, наследие Свое!" |
Посем первый лик поет втораго канона припев: Величай, душе моя, от земли на Небо честное преставление Божия Матере. И ирмос: Всяк земнородный: и вторый лик поет тойже припев и ирмос. И на кийждо тропарь поют тойже припев по единожды.
Ин
Ирмос: Всяк земнородный:
Приидите в Сион, на Божественную и тучную гору Живаго Бога, возрадуемся, Богородицу зряще: к зело бо лучшей и Божественней сени, яко Матерь, Сию во Святая Святых Христос престави. | Придите возрадуемся на Сионе, / Божественной и тучной горе живого Бога, / взирая на Богородицу; / ибо Христос переселяет Её, как Матерь, / в гораздо лучшую и Божественнейшую скинию, / во Святое Святых. |
Приидите, вернии, ко гробу приступим Божия Матере, и обымем, сердцы и устнами, очесы и лицем чисто прикасающеся и почерпающе исцелений независтныя дары от Источника приснотекущаго. | Придите, верные, / подойдем ко гробу Богоматери / и обнимем его, прикасаясь искренне сердцами, / устами, очами, челом, / и почерпнем исцелений обильные дары / из источника неиссякаемого изливающиеся. |
Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию, императору - победительная, христолюбивым людем - мир, оставление - поющим и душам спасение подающе. | Прими от нас песнь надгробную, / Матерь живого Бога, / и осени светоносною и Божественною Твоею благодатию, / подавая царю победы, Христолюбивому народу мир, / поющим прощение грехов / и душевное спасение. |
Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют перваго канона припев и ирмос: Побеждаются естества уставы: И втораго канона припев и ирмос Всяк земнородный: и поклон.
Светилен, трижды:
Подобен: Небо звездами:
Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.
На хвалитех, стихиры на 4, глас 1:
Подобен:
Яко добля:
В славном Успении Твоем небеса радуются, и ангельская возрадовашася воинства, вся же земля веселится, песнь Тебе исходную провозглашающи, Матери всем Владычествующаго, Неискусобрачная Пресвятая Дево, Яже род человеческий избавльшая прародительнаго осуждения. Дважды. | Славному успению Твоему / небеса радуются, / радостны и Ангельские воинства, / а вся земля веселится, / песнь надгробную возглашая Тебе, / Матери над всем Владычествующего, / брака не познавшая Всесвятая Дева, / род человеческий избавившая / от прародительского осуждения! (2) |
От конец стекошася, апостолов лучшии, Богоначальным мановением, погребсти Тя: и от земли вземлему Тя к высоте зряще, глас Гавриилов радостию вопияху Тебе: радуйся, носило Божества всего. Радуйся, едина земная с вышними Рождеством Твоим совокупльшая. | От пределов земли собрались / избранные из Апостолов, / по мановению власти Божественной / на погребение Твое, / и Тебя, от земли к высоте поднимающуюся созерцая, / гласом Гавриила в радости взывали Тебе: / "Радуйся, Носительница всего Божества! / Радуйся, Одна, рождением от Тебя Христа / земное с вышним соединившая! |
Яже Живот рождшая, к жизни преминула еси честным Успением Твоим безсмертней, дориносящым Тя ангелом, началом и силам, апостолом, пророком и всей твари, приемшу же нетленными дланьми Сыну Твоему непорочную душу Твою, Дево Мати Богоневесто. | Жизнь носившая во чреве, / Ты к жизни перешла бессмертной / в священном успении Твоем, / когда Тебя сопровождали копьеносцы-Ангелы, / Начальства и Силы, / Апостолы, пророки и все творение, / а Сын Твой нетленными руками / принимал непорочную душу Твою, / Дева-Матерь, Божия Невеста. |
Слава, и ныне, глас 6:
На безсмертное Твое Успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху, и по миру разсеянныя, во единем лице предсташа пречистому Твоему телу, еже и погребсти честно, глас Тебе Гавриилов поюще вопияху: радуйся, Благодатная, Дево Мати Безневестная. Господь с Тобою. С нимиже яко Сына Твоего и Бога нашего моли, спастися душам нашым. | При бессмертном Твоем успении, / Богородица Матерь Жизни, / облака Апостолов на воздух поднимали / и рассеянных по миру в одном месте поставили / перед пречистым Твоим телом; / и они, погребению предав его благоговейно, / возглас Гавриила воспевая, взывали: / "Радуйся, Благодатная Дева, / Матерь брака не познавшая, Господь с Тобою!" / С ними моли Его, как Сына Твоего и Бога нашего, / о спасении душ наших. |
Славословие великое. И отпуст. И дается елей от кандила Пресвятыя Богородицы. И час первый. И конечный отпуст.
Источник: праздничная Минея издания Донского монастыря 1993 года (репринт 1914 г.).