День Успения Божией Матери - храмовый праздник первопрестольного собора - отличался в старой Москве особо торжественными службами и обрядами. Так как праздник этот был в собственном смысле соборным и церковным, то эти торжественные особенности сосредоточивались по преимуществу в церковных Богослужениях Успеньева дня и в обрядовой жизни патриapxa.
Успенский собор еще задолго до 15-го августа начинал приготовляться к своему храмовому празднику. За две недели до Успеньева дня ключари приказывали чистить иконы, паникадила и всю соборную утварь, а для этого дела брали "людей из рядов, кто где надобен". Тогда же запасали с патриаршего двора свечи в подсвечники и паникадила, а пудовые свечи и масло в лампады приносили из царского дворца.
За два дня до праздника напоминали патриаршему дворцовому дьяку, чтобы он готовил в соборную Церковь сено - "мелкое, доброе". Накануне праздника, перед малой вечерней, сторожа постилали это сено по всему собору - и в алтаре, и в приделах, и на государевом, и на патриаршем местах. В сено этих двух последних мест, а также на царицыно место, полагались еще различные благовонные травы и духи. Душистые вещества "да гуляфной (розовой) водки и масла мятнаго или кропнаго" брали из аптеки, "и кропили и поливали для духу". Перед образами, на раках чудотворцев и гробницах святителей тогда же переменялись покровы и пелены и заменялись новыми - дорогими жемчужными. На государев хлебный двор ключари отдавали приказ, чтобы там заготовили "благодарные хлебы большие", для благословения на литии во время всенощного. К малой же вечерни выносили большое Евангелие на престол и переменяли другие сосуды и утварь на более драгоценные, лучшие и большие по размерам.
Накануне же патриарх, вместе со всем собором духовных властей и в преднесении ключарями креста и св. воды, ходил "наверх", в царский дворец, звать государя к праздничным службам и к своему праздничному столу. Этот "зов государев от патриарха" был заранее определен для ежегодного употребления и выражался следующею речью пaтриаpxa к царю: "А великий государь царь и великий князь (имярек), всея Руси самодержец, чтобы еси государь пожаловал на праздник Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения, вечерню и молебен и всенощное и заутреню и обедню слушал; а в дому бы у Пречистой Богородицы и у великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и у нас своих Богомольцев пожаловал бы еси хлеба ел. Праздничные службы совершались с особым великолепием и торжественностью. Царь выходил к каждой службе в сопровождении своей блестящей свиты и стоял обедню во всем царском наряде. После обедни патриарх подносил государю "благодарный" целый хлеб на серебряном блюде, а другие раздавал архиереям и боярам, а один или два хлеба ключари раздробляли на части, и патриарх раздавал их всем присутствовавшим.
Утреню служил обыкновенно протопоп с протодиаконом. Перед начальным возгласом протопоп кадил царя, патриapxa, державу и посох, а после возгласа - архиереев и всю церковь, и потом опять - образа, государя и патриapxa. В 1685 году за утреней присутствовали царь Иоанн и царевна Софья. Протопоп перед началом утрени кадил царя, патриapxa и царевну, а после начала царевну не кадил, и "за то был гнев". Патриарх тогда же распорядился, чтобы при следующих каждениях всякий раз непременно кадили царя и царевну, а потом уже его, патриapxa. Государи, между прочим, присутствовали за всеми праздничными службами в соборе, кроме молебнов. А молебнов было несколько: после малой вечерни, после всенощного, перед обедней молебен с водосвятием. За первым молебном, впрочем, иногда бывал и царь.
Благовест к обедне не имел урочного времени. Последнее всегда стояло в зависимости от времени окончания утрени. Обыкновенно промежуток между утреней и обедней бывал очень небольшой. По особым обстоятельствам он увеличивался, и обедня, например, в 1688 году началась в 4 часа (10 по нашему счету): "обедня была поздно ради Государя Петра", замечено в современной записи. В тот же час начали благовестить в 1691 году: "для того поздно, что ожидали государя Петра; и как отказ пришел, начали благовестить".
После обедни иногда сам патриарх ходил "наверх" к государю, но всегда и непременно ходили во дворец к царю со святой водой все успенские соборяне поголовно петь праздничный молебен. За это в собор протопопу с братией жаловалось "по неокладному расходу молебенных денег для празднества Успения Богородицы" рублей 7. Это посещение царя соборянами в храмовый праздник Успенского собора не откладывалось даже в том случае, если царя не было в Москве, во время различных царских походов. В таком случае со св. водою отправлялся к царю только протопоп с диаконом. Так, в 1692 году царь Петр в Успеньев день был в Переславле: "в Переславль со святынею послан был протопоп с диаконом к царю Петру", записано современником.
В крестовой патриаршей палате, после обедни, бывал праздничный стол для царя, бояр, духовных властей и соборян. Патриарх встречал государя в сенях и с великой честью провожал его в палату. После входных и предобеденных молитв и благословения патриаршего все занимали свои места. Порядок и обряды праздничного патриаршего стола были совершенно те же, как и на торжественных царских обедах. После многочисленных и различных блюд обед заканчивался непременно заздравными чашами или, по-нынешнему, тостами. Наша благочестивая старина стремилась и их совершать во славу Божию и для этого установила для них определенный порядок и формы, предваряя и сопровождая их песнопениями и нарочито составленными молитвословиями. Благодаря этому, тосты в старину составляли из себя отдельное и самостоятельное действие, известное под именем Чина за приливок о здравии царя. Чин этот писался в древних обителях на особых свитках и украшался заглавными буквами с золотом и красками. Иногда он распевался по нотам. Так как заздравные чаши в этом чине следовали непременно за обедом, или трапезой и сопровождались соответственным пением главным образом тропарей, то они и назывались тропарными и трапезными. В частности эти чаши были следующие: Богородичная, святого, царева, патриаршая или митрополичья.
Обычай сопровождать торжественные обеды заздравными чашами весьма древний. На Руси он современен самой Церкви. Еще преп. Феодосий печерский считал необходимым ограничить его, заповедав во время пира петь только три тропаря и поднимать только три чаши: во славу Христа Бога, Пресвятой Девы Марии и зa здравие государя. Очевидно, в его время было уже злоупотреблено этим обычаем.
В XVII веке для этих чаш существовал особый чин, печатавшийся в тогдашних потребниках. Он начинался чином над Богородичным хлебом („Панагиею"). Так называется просфора, из которой на литургии вынимается часть в честь и память Богоматери. Просфору эту приносили (перед патриархом, во время его шествия в палату) к столу в особом сосуде, называвшемся „панагиаром" и Патриарх над ней читал предобеденные молитвы, а после обеда частицы ее раздавал присутствовавшим. После этого следовало пениe тропаря Богородицы, и сам царь поднимал чашу Богородичную, т. е. в честь Богородицы, и сам подавал ее патриapxy, властям и боярам. Иногда за этой чашей следовала чаша святителя Петра и потом чаша государя, над которой действовал и которую подавал присутствовавшим патриарх. Она сопровождалась особыми молитвами и песнопениями.
Чашу патриapxa "действовал" старейший митрополит. В молитве при этой чаше содержались прошения о том, чтобы патриарх здрав был и молил Господа о государеве царя многолетном здравии и спасении, и о болярех, и о Христолюбивом воинстве, и о всем православном христианстве,- чтобы ему Богом порученное стадо словесных овец добре упасти и Богу непорочно отдати. Этой чашей заканчивался чин и праздничный стол патриapxa.
Нужно заметить, что этот "чин за приливок" соблюдался при всех торжественных обедах, особенно в монастырях. При столах государя он совершался лишь тогда, когда в них участвовали духовные власти. На прочих же обедах, например, посылавшихся от царя иноземным послам, чашу государя поднимал старейший боярин, причем он, "взяв ковш питья", должен был молвить: "Чаша великаго государя царя и великаго князя, его царскаго величества детей, - дай Господи, они государи здравы были на многая лета" или: "чаша великаго государя... про его царскаго величества здоровье". Во время произнесения заздравных речей и вообще во все продолжение чина присутствовавшие должны были держать себя с полным вниманием и благопристойностью. В противном случае безчинникам грозили наказания.
Вместе с торжественным и великолепным столом для царя, бояр и духовных властей, патриарх в Успеньев день устраивал на своем дворе и милостынный обед, за которым кормил нищих и бедных. Иногда, особенно если в Москве не было государя, картина этих обедов совершенно менялась. В Крестовой палате патриарх приказывал приготовить столы для нищих, а в соседних помещениях и сенях обедали бояре и власти. Святейший хозяин сам при этом радушно угощал своих желанных гостей - нищую братию. Так, в Успеньев день 1689 года, когда царь Петр был в походе у Троицы, "соборяне у святейшаго ели хлеба в сенях, а в Крестовой нищие ели, святейший сам оделял". В настоящее время, в воспоминание древнего празднования Успения Божией Матери, составлена и напечатана (в 1872 году) особая "Служба Успения Пресвятыя Богородицы"
«Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве», Г.Георгиевский.2006-07-25