( http:// )
Поделиться:
Главная
Историческая страница
Как был установлен Успенский пост

Успенский пост установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1 (старый стиль) или 14 (новый стиль) августа до (15) 28 августа.

На 1 августа (старый стиль) по православному календарю приходится один из самых чтимых праздников - Происхождение честных древ Креста Господня, так же его называют первым Спасом, или «медовым Спасом». Еще в православной византийской столице Константинополе утвердился обычай выносить святой крест в город "для освящения мест и отвращения болезней ". Так символично отмечается начало второго по строгости церковного поста, посвященного Успению Пресвятой Богородицы. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. Издавна на Руси в эту пору пасечники заламывали в ульях первые соты и несли в церковь для освящения первый мед (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас"). Мясо во время поста есть нельзя, а рыбу разрешается вкушать только в день Преображения Господня. Успенским постом (как и Великим) важно проявлять духовную сосредоточенность, то есть не стоит предаваться шумным развлечениям и стараться внимательно следить за своими словами, мыслями и поступками.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Явное указание на Успенский пост содержится в беседе римского папы Льва Великого (450 г.)

Святой Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела через Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 14 по 28 августа. Вальсамон1 об этом Соборе пишет: "Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от пятнадцатого дня ноября".

Святой Лев I Великий, Папа с 440 по 461 гг., сыграл решающую роль в борьбе с ересью монофизитства, признававшей в Иисусе Христе только одну - Божественную - природу. На IV (Халкидонском) Вселенском Соборе в 451 г. "Догматическое послание" св. Льва Великого, известное также под названием "Томос", во многом предопределило решение Собора в пользу ортодоксального христологического догмата, согласно которому Божественное и человеческое естество соединены во Христе "неизменно, нераздельно и неслитно". Письменное наследие св. Льва Великого составляет 96 проповедей и 143 послания. Св. Лев Великий почитается как святой и учитель Церкви в равной мере католической и православной традициями.

Симеон Солунский (? - ок. 1429 гг.) - византийский Богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону фессалоник от турецкого нашествия (город удалось взять только после его смерти). Известен, прежде всего, как автор ряда сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место занимает фундаментальный труд - "Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных".

Пасха.ру

Добавить в блог

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Вопросы священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Что подарить на Пасху? | Историческая страница | Литературная страница | Поздравительные открытки | Детская страничка | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Глобус праздника | Источники | Викторина | Наши он-лайн проекты

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика